Сборник каверов песен Боба Дилана "Chimes of Freedom" - поклоникам и непосвященным

9:09 AM

Chimes of Freedom


Изначально я сторонился этого сборника, т.к. помню печальный опыт с известной коллекцией каверов на песни Джона Леннона "Instant Karma: The Amnesty International Campaign to Save Darfur", где встречались просто отвратительнейшие экземпляры вроде Кристины Агилеры исполняющей проникновенную Mother, или Аврил Лавин исполняющую Imagine. Честное слово, я не отношусь слишком предвзято, но выше головы они не прыгнули - получилась обыкновенная сладко-нежная бесчувственная попса. А ведь нужно знать с какими песнями это позволительно делать, а с какими нет. Что правда, там были и приятные моменты - к примеру песня God в исполнении Mannequin, парня, который обычно исполняет довольно таки слащавые песенки, за что нельзя его ругать, т.к. видно в том и заключается его талант. Но таких случаев было немного.

Так, но вернемся к каверам на Боба Дилана.
Самый первый трек, конечно, ничем особенным удивить не может, т.к. эта версия и так достаточно известна - Джонни Кэш вместе с The Avett Brothers исполняют One Too Many Mornings. Честно говоря, мне больше нравится оригинальная версия. Молоденький Дилан звучит очаровательнее и правдивей.

Но не будем сетовать на посредственный старт (тем более что тех, кто ещё не слышал этого совместного выступления двух легенд трек ещё как может порадовать), потому что дальше происходит нечто непривычное для таких сборников - хороший подбор песен, замечательный порядок, качество исполнения.

Во-первых, о подборе: каждый новый трек магическим образом освежает и придает силы воспринимать музыку дальше. Всем знакомы такие альбомы, которые и с 15 раза воспринять целиком сложно. Что уж говорить о сборнике, где нет композитора, который смог бы по наитию выстроить треки в правильном, удобном порядке. Но...бывают исключения, и "Chimes of Freedom" - яркий тому пример.
Каждая новая песня - новая необычная, хорошая или неплохая версия. Особенно поражает подбор голосов. В Ballad Of Hollis Brown (4 по счету трек) солист вдруг начал так кричать, что у меня от неожиданности чуть зубы не повыпадали - несмотря на эффект - это была правда приятная неожиданность.

Silversun Pickups
Silversun Pickups - запечатлены на фото в лучших традициях жанра


Подбор удивляет не только общей картиной, но и тем, какие песни какими группами были исполнены. Пока я слушал Changing of the Guards, исполняемую The Gaslight Anthem с интересным (по сравнению с оригиналом) бэк вокалом, я заметил, что следующей будет песня Not Dark Yet, и исполнят её никто другие, как Silversun Pickups - довольно таки известная в узких кругах "инди" группа. Это было приятной новостью, т.к. эта песня даже очень хорошо вписывается в их собственную музыку. Точнее сказать, если бы они сами её сочинили - она бы стала венцом их творчества. Эти скользящие гитары и гладкие голоса как-будто только того и ждали, чтобы однажды влиться в песню такой атмосферы и глубины. Предчувствие не подвело: она действительно зазвучала очень красиво, опять же, как и в оригинале, с гитарами, взятыми как-будто с Desintegretion группы The Cure. Мальчишеское подражание резкому голосу Бобу зазвучало очень искренне и не глупо.

Вот это можно считать эталоном хорошего кавера - оставить атмосферу оригинала, но придать ей новый вид. Сохранить или часть, или суть, но изучить подробнее какой-то отдельный участок композиции. Ещё пример - широко известная, лирическая песня Дилана Simple Twist Of Fate, известная своей неожиданной для Дилана откровенной романтичностью, без скептических или едких прикрас, представлена здесь таким же прекрасным образом. Её исполняет Дайана Кролл - паузы, интонация, во всём призрачное присутствие Боба; она даже прикрикивает на фразе "like a freight train" как Боб, и это звучит очень мило, т.к. её женский голос подчеркивает как раз всю ту романтичность, которая у гениального Дилана - мимолетная и выражена большей частью словами. Она берется как раз за неё, оставляя в сторонке всё то, что она и не должна пытаться охватить. Она поет аккуратно, практически шепотом, ей тихо аккомпанирует фортепиано (догадываюсь, что это она и играет на нем) - в общем, это эталон правильно взращенного музыканта, уважающего чужое творчество (по сравнению с ней Лавин - медведь в торговой лавке).

Патти Смит 2000
Патти Смит и темнота



Пользуясь случаем хочу передать привет маме так же отметить ещё один женский кавер - Patti Smith (которая ещё раньше отметилась замечательным кавером на Changing Of The Guards) Drifter's Escape - думаю это чуть ли не единственная женщина на свете, которой удается практически полностью повторять гениальность Дилана, поменяв лишь один пол на женский.

Зигги Марли


В общем, на этом сборнике исполнители берут только то, что им и предназначено. Только представьте! Сын Боба Марли Ziggy Marley взял Blowin' In The Wind: аранжировки превращают композицию в саундтрек к вестерну, и Зигги выкрикивает первые же строки, что вполне могли быть придуманы и его отцом - "Сколько дорог нужно пройти, чтобы тебя назвали человеком! Сколько будут ядра летать, прежде чем их запретят!" - прекраснейший выбор.

Но, конечно, имеется и бочка дегтя в этой цистерне меда (50 песен, всё-таки) - это каверы Адель и Кеши. Последняя поет неплохо, но эмоций не больше, чем если проходить мимо караоке бара и слышать как оттуда доносятся чьи-то "сверх чувственные" ноты. Первая - просто невежда, такая, как и тысячи её фанатов, которые похоже никогда не узнают настоящей глубины этой песни, потакающие исполнительнице, занимающейся одними сантиментами, деньгами, и, простите, соплями. В одном интервью она сказал "Говорят, что я убила Дилана своей версией (имеется в виду, что её версия заткнула жалкого старика за пояс). А на самом деле я спасла его. Моя версия принесла ему приблизительно 1 миллион фунтов. Может он купит мне часы или что-нибудь ещё". Ну, Вы должны понимать какой это большой анекдот. Но местами и грустный, так как в устах Боба строчки "Я могу обнять тебя на миллионы лет" могут относиться и к Богу, когда у Адель - не более чем love song и наигранность.

В общем, это впервые на блоге появляется отрицательная оценка, не хотелось бы больше так подробно заострять на соре внимание. Замечу только, что ещё "отличились": бессмысленный кавер My Chemical Romance на Desolation Row, в котором не слышно слов; типичный Maroon 5 в I Shall Be Released, который не то чтобы "меркнет", а просто исчезает навеки по сравнению с песней The Band; эталон посредственности Ring Them Bells в исполнении Наташи Бедингфилд, которая видать подумала, что если взять песню с того же альбома, что и Make You Feel My Love - это гарантия успеха.
В общем, о минусах пока достаточно.

Каролина Чоколэт


Порадовали каверы фолковой и этнической направленности. Например Political World, исполненная Carolina Chocolate Drops - шикарно. Прекрасно раскрыли происхождение песни, берущее начало, конечно же, из музыкального опыта Боба, который практически всегда оставался фолк музыкантом.

Можно было бы продолжить обсуждать этот сборник, но его общая длительность составляет 5 часов, так что перехожу непосредственно к выводу - сборник очень удался. Самое важное, что он не только демонстрирует гениальность Дилана-композитора для тех кто и так об этом знает, но ещё и способен открыть его тем, кто плохо представляет масштабы его таланта. Конечно, не всем откроется радостная истина, люди пренебрегают прекрасным очень часто, но всё таки я верю, что кто-то не любящий гнусавость голоса Боба сможет вернуться к ней ещё раз, если услышит сколько искренности и чувства в некоторых его песнях, и сколько могут значить в них слова. Здесь действительно Боб искрится и светится как это изображено на обложке, на него направлены тонкие лучи прожекторов, выхватывающие из вечности то прекрасное, что представляет из себя его огромная дискография.

P.S. Альбом можно бесплатно послушать на яндекс.музыке здесь:
_http://music.yandex.ru/#!/album/401671

You Might Also Like

8 comments

  1. Спасибо большое! Третий месяц боюсь послушать этот сборник)) До этого только одну единственную Restless Farewell от Нопфлера слушал. После прочтения, всё-таки набрался смелости воспринять остальное.

    ReplyDelete
  2. Приятно, что решились :)

    Всегда стараюсь обращать внимание на зарубежные рецензии, т.к. мне кажется, что в общей массе англоязычная аудитория способна быстрее воспринимать творчество Боба. Так вот наткнулся сегодня на такие же впечатления, что мол приятно видеть, как талант композитора дает о себе знать даже в руках бесталанных музыкантов (это конечно не характеристика всего сборника, приблизительно только того, что у меня дёгтем было обозначено). Так что несмотря на то что "петь Дилана может только Дилан", в любом случае остается много смысла и удовольствия познакомиться с такой большой и разнообразной коллекцией.

    Я уж не говорю про то, что качественный кавер способен порой дать возможность по новому переосмыслить оригинал. А здесь такие есть, так что надеюсь, что разочарованным Вы не останетесь!

    ReplyDelete
  3. боюсь слушать... задумался.
    похоже, со мной та же беда - столько каверов на песни Дилана, а по-доброму вспомнить, нет, не то, чтобы нечего, но приходишь к выводу, что слушать надо все же автора.

    ReplyDelete
  4. Я как раз из этих: "кто-то не любящий гнусавость голоса Боба", да уж, мне Дилан больше симпатичен как человек, я с удовольствием слушаю его интервью, но вот что-то песни не ложатся. Хотя вот после Вашей рецензии альбом захотелось послушать, боюсь только, что для его правильного восприятия надо быть все же глубоким знатоком творчества Боба, чтобы уметь как Вы, Александр, отличать зерна от плевел и действительно прочувствовать. Хотя может это как раз он и приведет меня к Дилану-певцу, кто знает, так что спасибо за ссылку и за "вкусную" рецензию

    ReplyDelete
  5. Признаюсь, что я сам даже смеялся над ним, мне была невдомек его популярность, всё это казалось мне какой-то большой ошибкой. Пробовал слушать highway 61 revisited раза три в течении 2 лет (периодически возвращался) - ни в какую. Всё казалось просто шумом, помехами, а голос так вообще - повод для издевательств. Но однажды пробило...и это конечно того стоит. И это не связано с тем, что я дорос музыкально, думаю нет. Просто нашлась та минута озарения, и сказалось то, что я пробовал слушать его не один раз. Так что тут дело даже не совсем в предпочтениях. Он слишком гениален, чтобы по настоящему кому-то не нравиться.

    ReplyDelete
  6. Да, с замечанием про гениальность согласна, но Вашему упорству можно только позавидовать - слушать альбом в течение 2 лет, что-то искать, и все же найти :)

    ReplyDelete
  7. Благодарю за комплимент, но если бы можно было позавидовать упорству, то в рубрике "Джаз", например, было бы малость по-больше постов :)

    ReplyDelete
  8. :) всему свое время

    ReplyDelete

Popular Posts

Like us on Facebook

Flickr Images