Самый известный концерт Дюка Эллингтона и его оркестра "Ellington at Newport"

9:53 AM


Дюк Эллинтог в 43 году


Дюк и его группа стали популярными в период бипопа, джазового стиля, утвердившегося силами таких музыкантов, как Чарли Паркер, Диззи Гиллеспи, Телоунис Монг и другие. Множество больших груп распались к середине 50х, но Дюк и группа продолжали работать, время от времени выступая на скетинг-ринках чтобы хоть как-то себя занимать. The Duke Ellington Orchestra совершили несколько туров по Европе в начале 50х, и Дюк поддерживал группу на плаву тем авторитетом, что он заслужил своими популярными композициями 20-40х годов.

Duke and his orchestra прибыли на Ньюпортский джаз фестиваль в то время, когда джаз фестивали ещё считались новинкой. Толпа вела себя в те дни довольно таки спокойно, если сравнивать с тем, что можно увидеть на концертах сегодня. Несколько первых номеров, среди которых были "Black and Tan Fantasy" и "Tea for Two", пришлось играть не полным составом, т.к. на начало выступления часть музыкантов куда-то пропала.


Take the 'A' Train

После того как несколько других музыкантов выступили на фестивале, оставшиеся члены группы вышли на сцену и началось настоящее шоу. Дюк открыл выступление с Take the 'A' Train, после которой следовала новая композиция, сочиненная Дюком и Билли Стрэйхорном, что представляла собой сюиту из трех частей. Первая часть называлась "Festival Junction" ("Фестивальное единство" или же "Фестивальный союз"). Вторая "Blues to Be There" ("Блюзу быть" или же "Здесь будет блюз") и заключающая часть "Newport Up" ("Ньюпорт вставай"). Эта сюита должна была вызвать восторг публики, но её приём оказался не таким теплым, как предполагалось.

После Ньюпортской Сюиты Дюк пригласил Гарри Карни, чтобы тот подыграл на баритон-саксофоне в "Sophisticated Lady". После группа сыграла "Day In, Day Out" и Дюк объявил, что сейчас они исполнят несколько хитов 38-го года, пару блюз композиций, таких как "Diminuendo in Blue" и "Crescendo in Blue", в промежутке между которыми импровизировал тенор-саксофонист Пол Гонзалес.

Эллингтон эксперементировал с переработками композиций ещё до выступления в Ньюпорте; на концерте в Карнеги-холле в 1940м, две блюзовые композиции были соединены звонким пассажем, "Transbluecency", но со временем Дюк решил подключить пару саксофонных соло, доверив это Гозалесу, эксперементировавшему до этого в более коротких выступлениях. Дюк, как говорят, сказал Гонзалесу, чтобы тот играл сколько тому хватит сил когда придет время для соло. И это время пришло после двух рефренов, где Эллингтон играл на пианино, и что, собственно, и послужило заключением для "Diminuendo in Blue".

Дюк Эллингтон

Выступление, этот эксперимент в Ньюпорте вернул репутацию и удачу Эллингтону на всю его оставшуюся жизнь. Композиции заканчивались длинными соло Гонзалеса, простыми но достаточно мощными - ему подыгрывали басист Джими Вуд, барабанщик Сэм Вудярд и Эллингтон, добавляющий акцентирующие аккорды. К тому же изредка его игру поддерживали криками ("Давай, Пол, вперед! Играй!"), так что обыкновенно спокойная толпа вскочила на ноги и начала танцевать в проходах, по общему мнению подстрекаемая женщиной в черном платье, которая взобралась повыше и начала с большим энтузиазмом танцевать. Когда соло закончилось и Гонзалес сел в изнеможении, Эллингтон собственнымиь руками взялся за следующие два рефрена, и исполнил соло на пианино перед тем как вся группа вернулась к части из "Crescendo in Blue", которая закончилась высокими нотами трубача Кэта Андерсона.


I Got It Bad (and That Ain’t Good)

После этого выступления началась полная суматоха. Дюк успокоил толпу словами "Если вы услышите саксофон, знайте - это Джонни Ходжес". После этого самый известный альт-саксафонит Дюка сыграл два популярных номера: "I Got It Bad (and That Ain't Good)" и "Jeep's Blues". Но толпа всё ещё не хотела расходиться. Дюк позвал Рэя Нэнса спеть "Tulip or Turnip". Организаторы фестиваля попытались закончить концерт, но их снова встретил рассерженный отказ толпы прекратить этот магический вечер.

Дюк сказал ведущему, что собирается прекратить концерт и поблагодарить публику, но вместо этого объявил, что "по настоятельному требованию приглашает Сэма Вудярда сыграть "Skin Deep", композицию, написанную бывшим участником группы, барабанщиком Луисом Бэлсоном. Это барабаное соло завершило номер, после которого последовала заключительная "Mood Indigo". Прощавшись, Дюк поблагодарил публику за "то прекрасное вдохновение, которым они этим вечером их наградили". Он закончил выступление своей фирменной фразой "Вы очень красивы, очень милы и мы действительно безумно вас любим". На этом историческое представление закончилось.

Дюк Эллингтон на обложке Time

Columbia Records записала концерт и позже выпустила альбом. После этого выступления Дюк появился на обложке журнала Time, и его возродившаяся популярность оставалась с ним до самых последних дней его жизни. За следующие десять лет он записал некоторые свои лучшие альбомы, но после болезнь схватила сначала одного члена группы, потом другого, а потом и самого Эллингтона.

В 1996 году запись была найдена в архивах радио Голоса Америки, и это полностью изменило прежнее впечатление об известной пластинке. Оказалось, что альбом, вышедший в 1956 году на самом деле был сфабрикован на студии, в него были добавлены некоторые живые записи и поддельные аплодисменты. Причиной этому стало то, что Эллингтону не понравилась не отрепетированная Сюита Ньюпортсокого Фестиваля, и ему захотелось записать новую версию так, чтобы казалось, будто она была сыграна в живую. Продюсер Джордж Авакян сделал так, как его попросил Эллингтон, и группа отправилась в студию сразу же после фестиваля. Авакян соединил запись сделанную в студию с отрывками живого выступления. Аплодисменты пришлось продублировать, чтобы скрыть тот факт, что Гонзалес играл не в тот микрофон и на записи его иногда вообще не слышно.

В 1999 году была выпущена настоящая, полная живая запись самого известного концерта Эллингтона. Но на этот раз продюсеры постарались сделать так, чтобы соло Гонзалеса было хорошо слышно, хотя этому и мешает некоторый шум создаваемый толпой.

Издание 1999-го - Ellington at Newport (Complete) - это блестящее доказательство самого вдохновенного живого выступления Дюка Эллингтона и его оркестра. Именно его я и предлагаю скачать для ознакомления:
_http://depositfiles.com/files/py1g9rbsg

You Might Also Like

0 comments

Popular Posts

Like us on Facebook

Flickr Images