Боб Дилан художник: споры о плагиате

7:24 AM

Боб всегда чувствовал себя свободно в вопросе использовании чужого материала ради написания собственГаллерея Боба Дилананых песен, кого-то это раздражало, кто-то относился к этому философски, кому-то это не давало спокойно спать и вынуждало копаться в похабных поэмах Овидия в поисках заветных, украденных строчек. Но в вопросе фолк музыки всё-таки всё предельно ясно: воровали все. Очень сложно сочинять музыку с народными корнями и не использовать чужие наработки. Те же основатели жанра Carter Family начинали своё творчество с того, что в своем родном штате насобирали песен и начали с ними выступать. Если приложить к этом делу талант, получается, что музыкант не работает меньше - это просто специфика жанра. Но можно ли сказать тоже самое о ремесле художника?


После того, как в Нью-Йорке состоялась выставка картин Боба Дилана под названием "Азиатский цикл", укоряющие взгляды вновь обратились к гнусавому гению: выяснилось, что большая часть тех картин, что должны были предоставить своеобразный журнал путешествий Дилана по "Японии, Китаю, Вьетнаму и Корее", отображающий "людей, улицы, архитектуру и пейзажи", чуть более, чем наполовину состоит из копий известных фотографий. "Как это может быть?" - возмутились самые честные. - "Нам обещали впечатление из первых рук!".


Люди на западе, конечно, удивительны. Подробным расследованием выставки занялся никто иной, как, собственно, сам фан-сайт Боба Дилана (вот диланологи первого эшелона), и указали на ряд совпадений. Так, например, Боб нарисовал двух мужчин, уж очень похожих на двух мужчин, изображенных на фотографии Анри Картье-Брессо.










Анри Картье-БрессоРоберт Циммерман

На фотографии 1948 года изображен один из евнухов китайской императрицы Циси. На картине Боба можно наблюдать, мягко говоря, уж очень "похожую картину".


Наблюдатели также заметили сходство между картиной Дилана "Опиум", и работой фотографа начала 20 века Леона Бизи - "Женщина, курящая опиум".










ЛеонБоб

В своем блоге, своеобразной энциклопедии творчества Дилана, Майкл Грэй заметил, что та картина Боба, где изображены три мужчины у дороги, играющие в настольную игру, идентична фотографии, сделанной Дмитрием Кесселем.




Грэй написал в своем блоге:


"Больше всего меня впечатляет то, что Дилан не просто вдохновился фотографией, он скопировал её полностью. Он не нарисовал людей с другого угла, сверху, снизу, или с какой-нибудь другой точки. Он перерисовал её как можно подробнее. Может быть, он играет в своеобразную игру со своими фэнами, но это действительно не очень творческий подход к живописи".


Но не все поклонники творчества Боба так критичны. Некоторые считают, что цитирование и копирование чужого творчества в изобразительном искусстве так же распространено, как и в любом другом.


Интересной была реакция самих учредителей выставки, они заявили:
"В то время, как темы для некоторых работ Дилана были почерпнуты из разных материалов, архивов, исторических изображений, сами по себе картины, их цвета и текстуры, создают ощущение свежести - это то, что наблюдал Дилан во время своих путешествий".


Там же приводилось и интервью Боба Дилана, данное им для выставочного каталога, в котором он отвечает на вопрос, являются ли его картины скетчами или фотографиями:


"Нужно начать с того, что я, как правило, изображаю настоящую жизнь. Настоящих людей, настоящие улицы, закулисье, моделей, картины, фотографии, архитектуру, графический дизайн. Всё, что напрашивается на кисть. Чтобы я не пытался нарисовать в сложных сценах и пейзажах, я делаю это совершенно по-разному.  Причину и  следствие я держу в голове всё время. Но для начала роботы нужно что-нибудь существенное.


Кроме споров на счет альбома Modern Times, которые я упомянул ещё в самом начале, в некоторых песнях Love and Theft были найдены строчки, смахивающие на отрывки из японского гангстерского романа "Признание Якудзы". А в 2008 году радио-диск-жокей Скот Уормут в статье в журнале The New Haven Review заявил, что Боб в своей книге "Хроники: том первый", использовал много фраз и предложений из работ других писателей, среди которых  Джек Лондон, Роберт Грин и поэт Арчибальд Маклиш.


Всё это могло бы показаться отвратительным, если бы эти картины рисовал, например,  Джастин Бибер (нет, Бибер не подходит, т.к.  чтобы он не сделал, оно рискует показаться отвратительным), хорошо - Рики Мартин. Разве в таком случае мы бы поверили Рики Мартину? Ладно, Мадонне? Смею полагать, что только её фэнам был бы не очевиден самопиар. Потому что Боб занимался, как не крути, искусством, и уже не раз доказывал, что чужое мнение, даже его же фэнов, может быть ему совершенно индифферентно. И вот удивительно - фэны были как раз первыми, кто решил хорошенько потрясти постаревшего художника (между прочим, Боб никогда не прекращал заниматься живописью), и, фактически, ничуть не оскорбились выпавшими из него фотокарточкам.


Заявления на счет книги удивляют ещё больше. В литературе особенно часто встречаются заимствования, как скрытые, так и явные.


Кстати, уже не помню где, но Боб когда-то высказывался, что живопись должна быть такой же доступной, как и музыка - картины не должны быть спрятаны в чужих домах, их должны видеть. Из чего можно сделать вывод, что Дилан вообще мало разграничивает свой подход к работе. Как пишутся песни - так и картины. Никакой загадки, никакого плагиата.


И напоследок ещё картины Боба Дилана, что правда, уже не с вышеупомянутой выставки:















Картины Боба ДиланаКартины Боба ДиланаКартины Боба ДиланаКартины Боба Дилана
Картины Боба ДиланаКартины Боба ДиланаКартины Боба ДиланаКартины Боба Дилана

You Might Also Like

1 comments

  1. Конечно лучше обходиться вовсе без заимствований. Но что-то мне подсказывает, что мы часто заимствуем чужое даже не задумываясь об этом...
    Клише потому и клише, что от многократного повторения некоторые фрагменты чужого творчества застревают в вашей голове навсегда, чтобы в какой-то момент вдруг излиться в литературную, музыкальную или художественную фразу.
    Кстати на днях я прочитал о том, что рок-н-рольные музыканты уже давно не придумывают ничего нового, а только "перепевают" все те мелодии и гармонии, которые были написаны до них. Здесь есть о чём задуматься. С одной стороны все эти гармонические "квадраты" порядком всем поднадоели, хотя по-прежнему из трёх-четырёх аккордов вдруг являются абсолютно шедевральные темы. И наоборот, чрезмерное увлечение атональными, и прочими музыкальными изысками превращает песню в то, что просто не хочется слушать - из-за отсутствия музыкально- -ассоциативной связи...

    ReplyDelete

Popular Posts

Like us on Facebook

Flickr Images