Тоскующий по классике #3 - лучшие произведения Шопена

11:04 AM

Начнем с того, что я постараюсь объяснить, почему на этот раз выбор пал именно на этого композитора, после чего вы сможете ознакомиться с небольшим очерком его жизни и творчества.


Итак, порекомендовал мне его послушать не кто иной, как Лев Николаевич Толстой. И я решил последовать его совету не только из-за того, что великий русский писатель считался человеком, имеющим хороший вкус в музыке, но и из-за того, что он отрицал в ней (как и в любой другой области) всяческие усложнения. Он считал, что искусство должно быть доступным и ясным. Что значило для меня в перспективе, что эту музыку можно воспринять без осложнений. Шопен был любимым композитором Толстого, он говорил о нем, что в музыке он то же, что «Пушкин - в поэзии». И слушая в данный момент «Andante», я могу понять это сравнение.



Колыбельная в ре-бемоль мажор, опус 57 анданте в исполнении Элен Гримо


Когда Шопен не мрачен, даже самые сложные фигуры никак не перегружают мысли. Любые изменения в ритме, внезапные импровизации – всё легко, осторожно и уместно. И очень приятно также то, что Толстой простил Шопену даже его сентиментальность, и то, что когда он (Толстой) играл эту музыку простому народу - не все могли её воспринять.


Интересно, вот только что я наткнулся на следующее высказывание Шопена: "Простота - вот конечная цель (искусства), достигнуть которой можно только если преодолеть все сложности". Как видно, два этих великих гения действительно были близки по духу.

Перейдем же теперь непосредственно к жизни и творчеству Шопена.




Шопен
Единственная известная фотография Шопена, сделанная в 1849 году



Ф редерик Шопен родился в Польше. Его мать была полячкой, и происхождение имело вполне прослеживаемое влияние на музыку Шопена, впоследствии написавшего немало мазурок и полонезов, основанных на польских танцах. Другая страна, с которой он был связан – Франция - его отец был французом. Впоследствии Шопен отправился в Париж, где и провел большую часть своей творческой жизни. Являясь противоположностью виртуозному экстраверту Листу, необщительный Шопен, тем не менее, имел важную для его творчества социальную жизнь в Париже, основанную, в основном, на общении с прекрасным полом. Самые длительные отношения он имел с писательницей Жорж Санд - приблизительно 10 лет они были вместе. Шопен обладал не очень крепким здоровьем, особенно ухудшившимся, из развившегося туберкулеза за несколько лет до его смерти в возрасте 39 лет.


Шопен был искусным пианистом, огромная часть его творчества посвящена соло фортепиано. Многие из этих работ довольно коротки, в частности такие, как, прелюдии, этюды, вальсы, импровизации, ноктюрны и скерцо, а так же и вышеупомянутые польские танцевальные виды мазурки и полонеза. Шопен так же разработал такую музыкальную форму, как баллада, свободную от каких-либо строгих рамок, представляющую собой поток сознания, имеющий, всё же, внутреннюю логику. Так же он писал сонаты, состоящие и из нескольких частей. Ему удавалось писать и для других инструментов, два концерта для фортепиано с оркестром, например, являются достойным тому подтверждением.


Некоторые произведения Шопена для фортепиано имеют сходство с ирландским композитором Джоном Филдом - первое влияние, бросающееся в глаза. Но, пожалуй, самое большое влияние на музыку Шопена оказал Бах: вслед за его циклом произведений, озаглавленным «Хорошо темперированный клавир», состоящего из 48 прелюдий и фуг, Шопен, как и Бах, расположив их по тональностям, написал 24 прелюдии. Как и Бах, использовавший прелюдии, инвенции, фуги, Шопен предпочитал в своих работах применять теоретический подход, например, сочиняя прелюдии и этюды. Несмотря на сильную структурированность, эти работы, конечно, не были лишены эмоциональности. Напротив, Шопен славился тем, что при исполнении собственных сочинений часто использовал рубато (свободное изменение темпа исполнения), и его музыка требует этого подхода. Благодаря чему исполнителям его произведений приходиться выходить на другой уровень выразительности, соединяющий музыку Шопена с эпохой романтизма.




Монах у моря
Каспар Давид Фридрих - Монах у моря

Вскоре после того, как у Шопена завязались отношения с Жорж Санд, его доктор порекомендовал ему сухой теплый климат, способный оказать благотворное влияние на туберкулез. Тогда же зимой они и решили отправиться вместе на Майорку. Случайным образом погода выдалась влажной - начался сезон дождей, и у Шопена начались приступы кашля. Хотя музыка Шопена никогда не считалась программной (он не сочинял в целях рассказать какую-нибудь историю), считается, что в Прелюдии №15 можно услышать постоянно повторяющуюся ноту, изображающую дождь, из-за чего к ней прицепилось название "Капли дождя":



Прелюдия 15 (Капли дождя) в исполнении Марты Аргерих


К другому известному произведению пристало название "Минутный вальс" (вообще интересно, сначала композиция становится известной, а потом публика придумывает ей название, или наоборот - благодаря ловко придуманному названию она приобретает популярность?). В этом случае название не совсем соответствует действительности, т.к. вальс длится намного дольше минуты. Изначально Шопен дал ему имя «Вальс маленькой собачки» из-за того, что вдохновение пришло к нему в момент, когда он наблюдал за собакой, гоняющейся за собственным хвостом.


Ещё одна жутко известная композиция не нуждается ни в каких подробностях, т.к. прожить жизнь и не услышать её, к сожалению, практически невозможно. Речь идет о похоронном марше, имеющим в оригинале название «Соната для фортепиано №2». А если быть ещё более точным, похоронный марш - это третья часть вышеупомянутой сонаты.


Некоторые ноктюрны были опубликованы уже после смерти Шопена. Например, Ноктюрн №20 до диез минор:




Существует ещё и очень известный балет, имеющий названий "Шопениана", различные фортепианные произведения Шопена. В частности, были использованы следующие композиции:









К прослушиваю могу предложить сборник, в котором практически все композиции показались мне просто невероятными.

[spoiler name="Исполнителями на нем выступили следующие музыканты:"]

Марта Аргерих:

24 Прелюдии, соч. 28 - 15 ре-бемоль мажор (Капли дождя)
24 Прелюдии, соч. 28 - 3 соль-мажор
24 Прелюдии, соч. 28 - 6 си-минор

Владимир Ашкенази:

Этюд №12 для фортепиано до минор, соч. 10 (Революционный)
Этюд №11 для фортепиано ля-минор, соч. 25 (Зимний ветер)
Этюд №9 для фортепиано соль-бемоль, соч. 25 (Крылья бабочки)

Даниэль Баренбойм:

Ноктюрн №2 ми-бемоль мажор, соч. 9 №2

Рафал Блехач:

24 Прелюдии, соч. 28 - 4 ми-минор
24 Прелюдии, соч. 28 - 7 ля-мажор

Эмиль Григорьевич Гилельс:

Полонез №3 ля-мажор, соч.40 н.1 (Военный)


Владимир Самойлович Горовиц:

Мазурка №13 ля-минор, соч.17 н.4

Элен Гримо:

Колыбельная ре-бемоль мажор, соч.57
Соната для фортепиано №2 си-бемоль минор, соч.35 - 3 (Похоронный марш)

Фридрих Гульда:

24 Прелюдии, соч. 28 - 11 си-мажор
24 Прелюдии, соч. 28 - 20 до-минор

Золтан Кочиш:

Вальс №1 ми-бемоль мажор, соч. 18 (Большой блестящий вальс)

Лан Лан:

Ноктюрн №8 ре-бемоль мажор, соч.27 н.2

Артуро Бенедетти Микеланджели:

Скерцо №2 Си-бемоль минор, соч. 31
Мазурка №19 си-минор, соч. 30, н.2

Иво Погорелич:

Скерцо №3 до-диез минор, соч. 39

Мария Джо Пирес:

Вальс №6 ре-бемоль мажор, соч.64 н.1 - "Минутка"
Экспромт №4 до-диез минор, соч.66 - Фантазия-экспромт"
Ноктюр №10 ля-бемол мажор, соч.32 н.2

Михаил Плетнёв:

Экспромт №1 ля-бемоль мажор, соч.29
Три экосеза, соч. 72, №3 - 1, 2 + 3

Маурицио Поллини:

Полонез №6 ля-бемоль мажор, соч.53 (Героический)
Баллада №1 соль-минор, соч.23
Баркарола фа-диез мажор, соч. 60

Элис Сара Отт:

Вальс №7 до-диез минор, соч.64 н.2

Святослав Рихтер:

Баллада №3 ля-бемоль мажор, соч.47

Нельсон Фрейре:

Этюд 12, соч.10 - №3 ми-мажор
Этюд 12, соч.10 - №4 до-диез минор

Ради удобства, решил перевести всё на русский и выставить в алфавитном порядке *смайл, вытирающий пот со лба*

[/spoiler]

Имейте в виду, что вы имеете право скачать данный сборник только для ознакомления.
Фредерик Шопен - Золотое издание скачать:
Вес: 128 мб Качество: mp3 128 kbps (несмотря на низкий битрейт, качество приемлимое):

http://narod.ru/disk/57289997001.f262f5ab5d5fb6c1571c58f132a7c072/%D0%A8%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%BD%20-%20%D0%97%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B5%20%D0%B8%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5.rar.html

Здесь, на яндекс музыке, его можно слушать легально онлайн: http://music.yandex.ua/#!/album/79237

You Might Also Like

3 comments

  1. Кроме (конечно!) музыки очень понравился "монах у моря"))...

    ReplyDelete
  2. .....удивилась,прочитав здесь про Льва Толстого.Дело в том ,что я прочитав о жизни этого писателя, нахожусь под впечатлением уже долгое время.Он для меня стал кумиром.И музыка...,я вспомнила:он же именно эту любил,когда недавно по радио заслушалась Шопена.

    ReplyDelete
  3. Спасибо за комментарий, Татьяна!

    Толстой - мой любимый писатель. Быть кумиром Толстого - неплохая и безвредная идея. Разве что Вас могут придать анафеме очень добрые православные христиане)

    ReplyDelete

Popular Posts

Like us on Facebook

Flickr Images