Ода альбому Боба Дилана "Modern Times"

4:08 PM

Modern Times


Как можно описать то, на что никогда не хватит слов? Что представляет из себя намного большее, чем слова, и даже попытки, по сути - тщетны? Чувствуешь себя перед лицом невыполнимой философской задачи, с которой человечество бьется уже всю свою историю - понять то, что выступает за рамки нашего понимания. Думаю, только так и можно - пытаться изо всех сил, и говорить, что слов на это не хватает. Вот и говорю же вам - описать словами гениальность этого альбома никто и никогда в полной мере не сможет. В нем сошлось одновременно многое - непосредственно музыка, слова, но ещё кое-что даже по-важнее - сама личность Боба. Ха! Представляю эмоции тех, кто больше всего ненавидит смыслы в музыке, слова, всё то, что стоит от музыки как будто в стороне. Скажу вам - никогда и ничего не могло стоять в стороне от неё полностью и никогда не будет. Есть момент записи, есть момент прослушивания - это так, но есть и большее. На записи ему 65 лет - и я не могу избавиться от этой мысли во время прослушивания.

Его голос звучит так, словно это голос влюбленного Фауста - гранит науки представляет из себя уже одни крохи, но тайна для него, как и для всех, навсегда остается тайной. Он пыхтит, скрипит и рычит, как не смазанный механизм, звучит одновременно как мудрец, и как самый безрассудно влюбленный подросток на свете. Здесь вся чувственность и вся любовь. Музыка прозрачна и чиста, как вода. И мелодии...Однажды я слушал этот альбом поздно вечером, практически ночью, я возвращался домой. И вдруг понял, что в этой музыке - бессмертие. Она до того красива, что нет сомнений, что её существование не может прекратиться, что каждое слово в этих песнях высечено на тех камнях, что никогда не исчезнут. Какая-то граничная стадия очарования красотой. И всё, что окунается в эти мелодии - становится таким же бесконечным. Удивительно! Все ждут чуда, а чем же это - не чудо? Слушая эту музыку я не только понимаю, что она бессмертна, я ощущаю, что даже я - бессмертен, и что боятся смерти не стоит. Она учит меня тому, в чем ни один человек, я думаю, не смог бы меня так убедить - жизнь бесконечна и мы бесконечны. Красота священна и должна быть такой. Во всём тайна и любовь.

Кто мог бы ещё так спеть? Как можно перепеть это так, чтобы это сохранить? Боб напевает какие-то строки, которые могут относиться к кому угодно и одновременно могут ни к кому и не относиться - они важны и не важны. Он действительно гнусавит, как никогда, и, Господи, это голос не девственной юной девочки, но звучит так, что я понимаю, какие чувства могло бы вызвать пение целого сонма ангелов. Столько чувства, столько горечи и столько радости - столько жизни. Видно цветы, видно запахи, видно темноту, видно свет, видно то, что видишь в своей жизни крайне редко. Секунды становятся бесконечными, вечность пролетает и останавливается, всё движется и всё стоит на месте, но всё приобретает смысл. И сколько спокойствия...

Утверждаю без сомнений: это один из самых лучших альбомов Боба Дилана. И это было записано не в сказочных 60-х, куда всё мечтают попасть больше, чем в Нарнию, а вот практически позавчера, можно даже сказать - сегодня.

Итак, к фактам...Дилан был и остается первым человеком на земном шаре, кому удалось попасть в чарты в таком солидном возрасте. Modern Times - это первый альбом, что прорвался на первое место в альбомных чартах США со времен "Desire". За первую неделю было продано свыше 191, 933 тысячи копий. К тому же альбом занял первое место в таких странах, как Канада, Австралия, Новая Зеландия, Ирландия, Дания, Норвегия, Швейцария, занял второе место в Германии, Австрии и Швеции. В Великобритании он занял 3 место место, ровно как и в Нидерландах. Во всём мире было продано больше 4 миллионов копий за первые 2 месяца продаж.

Интереснейший спор связан с мелодиями и текстами песен. Дело в том, что большинство из них как-то связаны с другими песнями - как старыми, так и новыми. Занимательно, что одним из поэтов, у которого Боб якобы "утянул" (как утверждают некоторые цензоры) строчки - это Овидий.
На английской википедии (и не только там, в сети множество материала на эту тему) можно встретить такие примеры:

[wpcol_1half id="" class="" style=""]

У Боба:
"every nook and corner had its tears"
(В доме любой уголок горя исполнен и слез)

"Some people got barely enough skin to cover their bones" (Некоторым едва хватает кожи, чтобы покрыть собственные кости)

"I cannot believe these things could fade from your mind" (Не могу поверить, что ты сможешь когда-нибудь это забыть)

[/wpcol_1half] [wpcol_1half_end id="" class="" style=""]

У Овидия:
"every nook and corner had its tears"
(В доме любой уголок горя исполнен и слез)

"there's barely enough skin to cover my bones."
(Мне едва ли хватает кожи, чтобы покрыть собственные кости)

"Can’t believe these things would ever fade from your mind" (Не могу поверить, что ты сможешь когда-нибудь это забыть)

[/wpcol_1half_end]

Вполне очевидно, что строчки или совпадают полностью, или не совпадают слегка - Боб взял их у Овидия нарочно, и это следует относить скорее к почитанию, нежели к плагиату. К тому же в открывающей альбом песне "Thunder On The Mountain" имеется прямое тому подтверждение в следующей строчке: "Я сидел и учил The Art of Love". "The Art of Love" - это английский перевод названия одного из самых известных сборников Овидия "Ars amatoria" - "Искусство любви".

Что касается "заимствования" мелодий, о чем я уже упоминал выше, то об этом тоже не стоит беспокоится. Боб прокомментировал это следующим образом:

"Вы должны понимать, что я не мелодист...Мои песни построены или на старых протестантских гимнах, или на песнях Carter Family, или на различных блюзовых вариациях. Получается, что я беру песню и просто проигрываю её в голове. Таким образом я медитирую. Множество людей смотрят на трещину в стене и медитируют, или считают овец или ангелов, или деньги, или что-нибудь ещё, и доказано, что это помогает им отдыхать. Я ничего такого не использую. Я медитирую песней. Например, в моей голове непрерывно может проигрываться песня Бола Нолана "Tumbling Tumbleweeds", пока я за рулем или разговариваю с кем-то, или сижу где-нибудь - что угодно. Люди будут думать, что они разговаривают со мной, а я им отвечаю, но это не так. Я слушаю песню в своей голове. В определенный момент слова могут измениться и я начну писать песню"

(В интервью газете Los Angeles Times, 4 апреля 2004 года)



Пит Сигер говорил, что Боб Дилан - это связующее звено между фолком и блюзом. Пит неоднократно рассуждал на тему развития фолка, упоминая своего друга Вуди Гатри, который однажды сказал ему "Этот парень украл это у меня, но я украл это у всех". Рэмблин Джек тоже высказывался подобным образом: "Дилан научился у меня тому, чему я научился у Вуди. Вуди не обучал меня. Он просто сказал "если ты хочешь чему-то научиться, просто укради это - этому я научился у Ледбелли".

Когда берешь всё это во внимание, то становится понятно, откуда то легкое чувство горечи, что возникает при прослушивании альбома. Ведь он называется Modern Times, что переводится "новые времена". Новые времена и старые времена. Мелодии 30х и 40х годов, поэзия прошлых веков. Хотя жизнь в своей изменчивости всегда та же, чувства все те же, бывает грустно осознавать, что с каждым днем ты потихонечку с ней расстаешься. А Боб здесь - молод душой как никогда. В звездных 60х, в той "жизни на краю", молодость была другой - и она имела свой трагический конец. Когда Боб чуть было не погиб в той мотоциклетной аварии, кажется, что он выжил, как-будто как раз из-за того, что в нем оставалось ещё слишком много таланта. Целый океан гениальности. А ведь казалось, что его судьба так и спешила к типичной развязки истории "рокера". Но здесь - он молод иначе. Чувства прозрачны и наивны. Здесь нет злой иронии, сарказма, да и вообще нет никакой злости - одна искренняя чувственность. И сколько же смысла приобретает это название "новые времена", когда даже сама обложка альбома - это фотография, сделанная в Нью Йорке в 1947-м году. Нет, всё таки его звучание пребывает там, где время теряет свои очертания, где часы лежат в самом тёмном и забытом чулане и тиканье их не услышишь, даже если изо всех сил зажмуришь глаза.

Самые прекрасные песни - это вечная "Spirit On The Water", легкая "When The Deal Goes Down" и очищающая "Workingman's Blues #2".

Для меня Modern Times - это самый трогательный альбом, что я когда-либо слышал в своей жизни. И если Господь не в смятении, но в порядке, я понимаю, почему точность Боба так сильно поражает здесь мой слух и мою душу. Если любишь дождь, то не можешь сказать, что какая-то из капель падает не так; если любишь осень, то видишь, что каждый листок находит своё место - с этой музыкой всё так же непреклонно и закономерно. Непреходящее звучание. Каждый звук там, где он должен быть. И здесь, опять же, дело не в секундных точностях - над таким гением время не властно.



Перевод песни "When the Deal Goes Down"



[wpcol_1half id="" class="" style=""]

In the still of the night, in the world's ancient light
Where wisdom grows up in strife
My bewildering brain, toils in vain
Through the darkness on the pathways of life
Each invisible prayer is like a cloud in the air
Tomorrow keeps turning around
We live and we die, we know not why
But I'll be with you when the deal goes down

 
We eat and we drink, we feel and we think
Far down the street we stray
I laugh and I cry and I'm haunted by
Things I never meant nor wished to say
The midnight rain follows the train
We all wear the same thorny crown
Soul to soul, our shadows roll
And I'll be with you when the deal goes down

 
Well, the moon gives light and it shines by night
When I scarcely feel the glow
We learn to live and then we forgive
Over the road we're bound to go
More frailer than the flowers, these precious hours
That keep us so tightly bound
You come to my eyes like a vision from the skies
And I'll be with you when the deal goes down

Well, I picked up a rose and it poked through my clothes
I followed the winding stream
I heard the deafening noise, I felt transient joys
I know they're not what they seem
In this earthly domain, full of disappointment and pain
You'll never see me frown
I owe my heart to you, and that's saying it's true
And I'll be with you when the deal goes down

[/wpcol_1half] [wpcol_1half_end id="" class="" style=""]

В ночной тишине, в древнем сиянии мира
Где мудрость прорастает борясь
Мои сбитые с толку мысли бьются в ловушке
Через темноту всех жизненных дорог.
Всякий невидимый молящийся - словно облачко в небе
Завтрашний день продолжает меняться
Мы живем и мы умираем, мы не знаем зачем
Но я буду с тобой, когда все мы выйдем из игры

Мы едим и пьем, мы чувствуем и мы думаем
Где-то по далеким улицам мы блуждаем одинокие
Я смеюсь и я плачу, я измучен вещами
которых мне никогда не хотелось ни делать, ни говорить.
Полночный дождь преследует поезд
Все мы носим одинаковый терновый венок
Душа к душе, наши тени вращаются вместе
И я буду с тобой, когда все мы выйдем из игры

Луна дает свет и он освещает ночь
Когда я едва ощущаю это свечение
Мы учимся жить, и потом - мы прощаем
На дороге, по которой нам предназначено идти
Цветы не так хрупки, как эти драгоценные минуты
Что делают нас такими близкими
Видение тебя приходит ко мне словно с небес
И я буду с тобой, когда все мы выйдем из игры

Я поднял розу и она прошла сквозь мою одежду
Я шел за извилистыми потоками
Я слышал оглушительный шум, я ощущал мимолетные наслаждения
Я знаю, они не такие, какими кажутся
на этой земле, полной разочарования и боли
Ты никогда не увидишь чтобы я хмурился
Я отдаю тебе своё сердце, что доказывает, что это - правда
И я буду с тобой, когда все мы выйдем из игры

[/wpcol_1half_end]
Bob Dylan - Modern Times

Bob Dylan - Modern Times скачать:
_http://yadi.sk/d/YZlqVaf22Hdmq
(скопировать ссылку и вставить в адресную строку)


Боб Дилан

Боб Дилан

Боб Дилан

Боб Дилан

Боб Дилан

You Might Also Like

1 comments

  1. Александр, я снимаю шляпу! Это самое проникновенное признание в любви к искусству! Если бы я ничего не знал о Бобе Дилане, то прочитав вашу оду, стал бы ревностным его почитателем.Я стал им немного раньше) Но ода прекрасна, достойна самого альбома в ней воспеваемого.

    ReplyDelete

Popular Posts

Like us on Facebook

Flickr Images