Вуди Гатри - "Баллады пыльного котла"

5:23 PM

             

Споры о том, что послужило причиной возникновения «Пыльного котла» (Dust Bowl) до сих пор не утихают. Самое распространенное мнение гласит, что всему виной фермеры, которые истощили землю экстенсивным ведением сельского хозяйства (стада животных выедали всю растительность, а разведение различных культурных злаков не дали того эффекта, что трава, которая раньше росла на этой территории – они не удерживали землю). К этому добавилась засуха и деградация почв. Таким образом ветер начинал подхватывать всё больше пыли создавая целые пыльные бури.


Гершель Логан (Herschel Logan),  Картина «Пыльная буря». Штат Канзас, 1938 год


             
При этом кризис был не только в США, но и весь мир был охвачен Великой депрессией, не мудрено, что без контроля люди искали любую возможность прокормить себя и семью. В это время огромные холмы сухой земли превращали день в ночь и заносили дома пылью по самые крыши. Помимо этого люди массово начинали болеть «пылевой пневмонией», астма убивала людей, а для тех, кто мог выжить - жизнь всё равно была невозможной – пыль выедала глаза и в таких тяжелых условиях детям было особенно сложно протянуть. Но вернемся теперь к музыке.

             

Сегодня пойдет речь об альбоме Dust Bowl Ballads – что в переводе на русский означает «Баллады Пыльного котла».

             

Он был записан ещё в 1940 году (приблизительно тогда и закончились пыльные бури во всех регионах), и как понятно из всего вышесказанного его содержание автобиографично.
С этими песнями Вуди проехал не по одному штату. Это было мало похоже на обычные гастроли. Его слова помогали людям, потому что в них есть та искорка надежды, последнего сопротивления, которое заставляет человека жить несмотря ни на что в любых условиях. Когда ты можешь сказать «я жив» на последнем дыхании, и жить только потому, что ты выжил, как будто обязан жить назло всем горестям. Об этом, как мне показалось, и поет Вуди в песне “Dust Can't Kill Me” – «Но меня пыль не убьет». Вот перевод и сама песня:


Та старая пыльная буря убила моего ребенка
Но меня она не убила, Господи
Меня она не убила


Та старая пыльная буря убила всю мою семью
Но меня она не убила, Господи
Меня он не убила


Тот старый землевладелец забрал мою землю
Но меня ему не достать, Господи
Меня ему не достать


Эта старая проклятая засуха уничтожила все мои посевы, ребята
Но меня ей не достать, Господи
Меня ей не достать


Тот старый трактор снес мой дом, ребята
Но меня ему не достать, Господи
Меня ему не достать


Тот старый ломбард забрал мою мебель
Но меня ему не забрать, Господи
Меня им не забрать


Той старой дорогой ушли все мои родственники
Но я по ней не пойду, Господи
Я по ней не пойду


Я перенес столько пыльных бурь
Но меня они не достали, ребята
Меня они не убили


Та старая пыльная буря снесла, наконец, мой амбар
Но меня ей не снести
Меня ей не снести


Тот старый ветер может сдуть весь мир
Но меня ему не сдуть
Меня ему не убить


Та старая пыльная буря убила моего ребенка
Но меня ей не убить, Господи
Меня ей не убить


              Всего лишь гармошка и гитара – запись, которой уже больше 70-ти лет - но как это живо и сегодня. Следующая песня, на которую хотелось бы обратить особое внимание – “Dust Pneumonia Blues” – «Блюз пыльной пневмонии».


У меня пыльная пневмония, пневмония в моих легких
У меня пыльная пневмония, пневмония в моих легких
И я собираюсь спеть тебе эту песню о пыльной пневмонии


Я пошел к доктору, и доктор мне сказал, «сынок»
Да, я пошел к доктору и доктор мне сказал, «сынок,
у тебя пыльная пневмония и ты долго не протянешь»


Здесь пора бы спеть мне  йодлем
Да, здесь я должен был бы спеть немножко йодлем
Но мне не спеть тебе так из-за хрипа в моей груди


Моя любимая девушка поет блюз пыльной пневмонии
Моя любимая девушка поет блюз пыльной пневмонии
Она любит меня, но у неё тоже пыльная пневмония


Если бы мне не нужен был топор, он бы заржавел
Если бы мне не нужен был топор, он бы заржавел
Я не могу найти себе женщину в этом старом и темном Техасе


В Оклахоме могучий ветер воет
В Оклахоме могучий ветер воет
Если ты хочешь попасть туда, мама, просто пой калифорнийскую песню


В Техасе моя девушка побледнела под дождем
В Техасе моя девушка побледнела под дождем
Я бросил ведро грязи ей в лицо, чтобы она снова пришла в чувство


...


        

Кстати, альбом был записан практически за один день. И большинство композиций записывались с первого раза.
Многие песни с Dust Bowl Ballads с тех пор стали фолк-стандартом и темы, которых он касается - бедности, отсутствия равенства,  одиночества, безнадежности - к сожалению никогда не потеряют своей актуальности (или как минимум нескоро). Он оказал влияние на таких музыкантов, как Боб Дилан и Брюс Спрингстин, Пит Сигер и множество других, и в добавок ко всему рассматривается некоторыми музыкальными критиками  как первый концептуальный альбом (напоминаю, что вообще-то таковым принято считать "Оркестр клуба одиноких сердец сержанта Пеппера" Битлз). Такие песни не могут принадлежать только одной нации - это достояние человечества. Всем, кого интересует американская фолк музыка (да по-большому счету и музыка вообще) - маст хэв альбом на все времена.



Приятного прослушивания!

You Might Also Like

0 comments

Popular Posts

Like us on Facebook

Flickr Images